Принято: Утверждаю:
На педагогическом Совете Заведующая МКДОУ
Протокол № 1от 28.08.2014г. д/с «Теремок» с. Татаурово
__________ Е.Е.Опалева
Положение о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО
Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения
детский сад «Теремок» с. Татаурово Нолинского района Кировской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
1.2.Настоящее Положение вводится в целях организации новых форм работы с родителями (законных представителей) воспитанников в соответствии с ФГОС ДО, вовлечения родителей ( законных представителей) в единое пространство детского развития.
2. Основные направления и задачи работы
2.1.Основные направления работы:
1. - работа с коллективом ДО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
2. - повышение педагогической культуры родителей;
3. - вовлечение родителей в деятельность ДО, совместная работа по обмену опытом.
2.2.Основные задачи работы:
· - установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
· - объединить усилия для развития и воспитания детей;
· - создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
· - активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
· - поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
3.Новая система взаимодействия ДО с семьей.
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
- Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДО и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
4.Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДО;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
5.Функции работы ДО с семьей.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДО.
- Психолого - педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
- Взаимодействие родителей с общественными организациями села.
Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем, старшим воспитателем, медперсоналом, заведующей и специалистами.
6.Новые формы взаимодействия с семьей.
В процессе работы с семьей в ДО решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.
Инновационные формы и методы работы с семьей:
- Совместные досуги, праздники.
- Участие родителей в выставках, конкурсах, проектной деятельности.
- Организация дней открытых дверей.
- Семинары – практикумы, круглые столы.
- Игры с педагогическим содержанием.
- Беседы, консультации, рекомендации.
- Информирование родителей (законных представителей) о работе ДО через систему Интернет
- Привлечение родителей (законных представителей) к проведению непосредственно образовательной деятельности и к программам дополнительного образования (Кружковая деятельность)
Важные моменты:
· - все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
· - содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
· - оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
· -содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Способы повышения авторитета воспитателя:
· - торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за высокие показатели в работе по итогам года;
· - оформить красивое поздравление в холле ко дню рождения педагога;
· - организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
· - оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
7.Критерии оценки эффективности работы ДО с семьей.
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДО, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДО. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДО в педагогической деятельности.
- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДО.